Что означает понятие «экспресс-мойка»? Что в себя включает эта услуга? Какова технология ее выполнения и в каких случаях ее применять не рекомендуется? Об этом расскажет наша статья, посвященная экспресс-мойке.

1.Что означает экспресс-мойка

Слово экспресс произошло от английского express и имеет значение моментальный, срочный.    

Интуитивно понятно, что экспресс-мойка – это быстрая мойка.  

 

2.История возникновения понятия экспресс-мойка

Данное понятие пришло к нам из США. Традиционно именно Америка задает тенденции в мире автопрома. Автомоечный бизнес неразрывно  связан с автомобильной индустрией и развивается вместе с ней.  

Первые автомойки появились в США еще в начале 1920-х. В то время это были единичные предприятия. Клиенту нужно было оставлять машину на весь день для ее помывки. 

 

  

С ростом американского автомобильного рынка увеличивалась потребность в услугах по мойке автомобилей. Автомойки стали появляться повсеместно, возникла конкуренция, основной двигатель прогресса.  

Владельцы и производители автомоек искали новые технические и технологические решения. Приходит понимание автомойки как бизнеса, возникают автоматические мойки, способные обслуживать сразу несколько  автомобилей.  

С ростом производительности автомоек становится возможным значительно сократить время помывки, а также ее стоимость.  

В начале 1970-х производители автомоек совместно с владельцами автозаправочных станций находят необычное маркетинговое решение, обусловившее существенный рост и развитие индустрии: автовладельцам, заправившим не менее 8 галлонов бензина, услуги по быстрой  внешней мойке автомобиля (экпресс-мойке) предоставлялись бесплатно. В результате услугами автомоек стали пользоваться миллионы автовладельцев по всей стране.  

С этого момента количество высокопроизводительных моек стало стремительно увеличиваться.   

Американские нефтяные компании вложили миллионы долларов в создание моек при АЗС, так называемые “Drive-Thru”.   

Нефтяной кризис 1970-х хоть и затормозил развитие автомоечного бизнеса в США, но после выхода из него высокопроизводительные автомойки получили новый мощный толчок к развитию в связи с резким ростом продаж малых автомобилей. Американский потребитель, привыкший к регулярному получению услуг по  мойке автомобиля, оказался готовым оплачивать услуги профессиональной мойки.   

3.Расцвет культуры мойки автомобиля. Появление высокопроизводительных автомоек

Производители и владельцы автомоек внедряли современное высокопроизводительное оборудование для быстрой,  качественной и недорогой мойки автомобиля: портальные автомойки, автомойки конвейерного и тоннельного типа. 

В тоннельной автомойке машина последовательно проходит зоны мойки, нанесения шампуня и сушки, самостоятельно двигаясь  арками с установленным на них оборудованием.  

В конвейерной автомойке автомобиль передвигается через моечные зоны по конвейеру с закрепленным в специальном поясе конвейера передним колесом.  

Конвейерные и тоннельные автомойки обладают пропускной способностью от трех десятков транспортных средств за час.  Услуга по мойке кузова автомобиля на таких высокопроизводительных автомойках занимает всего 5-10 минут и называется “Express Exterior” – внешняя экспресс-мойка.  

Уборка и пылесос салона не входят в экспресс-мойку и выполняются как отдельная услуга.    

4.Основные принципы экспресс-мойки

Услуга экспресс-мойки основана на следующих принципах:   

  1. Низкая базовая цена (в США услуга “Express Exterior” стоит около 5-8 долларов)   
  2. Быстрота оказания услуги (занимает в среднем 6 минут)  
  3. Максимальная автоматизация (включая  использование автоматизированных платёжных систем).  

 

5.Отличия американской экспресс-мойки от российской

Услуга экспресс-мойки на высокопроизодительных автомойках пользуется широкой популярностью в США. Из США автоматизированные мойки, предоставляющие данную услугу экспресс-мойки (конвейерные, туннельные, портальные мойки) распространились по всему миру.   

В 1990-х они появились и в России, но широкого распространения не получили. Сейчас в  России таких моек  около 10% от общего количества моек.  

Причинами этого являются:  

— высокая стоимость оборудования высокопроизводительных автомоек (от 700 000 евро);    
— высокие расходы на их обслуживание и содержание;  

- необходимость большой площади для таких автомоек;  

- неуверенность инвесторов в их интенсивной загрузке.  

В силу незначительного количества автоматических моек само понятие «экспресс-мойка» у нас в стране приобрело иное содержание. Под экспресс-мойкой российские автомойки предлагают сбив грязи с кузова автомобиля водой с помощью  аппарата высокого давления без просушки.  

Отличия американской экспресс-мойки (Express Exterior)  от российской заключаются в том, что, во-первых, для оказания услуги  Express Exterior используется высокопроизводительное оборудование, имеющее  большую пропускную способность. Технологический процесс на таких мойках полностью   автоматизирован, поэтому количество обслуживающего персонала и общения с ним сведено к минимуму. Клиент, как правило, остается сидеть в своем автомобиле. Услуга сушки, как правило, входит в состав  Express Exterior. И это является несомненным плюсом, приближающим результат такой услуги к тому, что в России называют бесконтактной мойкой (однако приравнять нельзя, т.к. при выполнении в высокопроизводительной мойке услуги Express Exterior машина не продувается, в результате чего вода в труднодоступных местах все же остается).   

Российская экспресс-мойка не включает в себя сушку и продувку, в связи с чем данную услугу не рекомендуется  делать в морозы. Более того, российская экспресс-мойка чаще всего не включает в себя использование шампуня, в связи с чем может применяться только на несильно загрязненный автомобиль.  

Во-вторых, технология оказания американской Express Exterior предполагает контакт автоматических щеток и тряпок с лакокрасочным покрытием кузова автомобиля. На российских автомойках услуга экспресс-мойки выполняется аппаратами высокого давления, при использовании которых исключается контакт тряпок и щеток  с кузовом авто. Отсутствие контакта с лакокрасочным покрытием автомобиля является несомненным преимуществом  «бесконтактных» способов мойки по сравнению с «контактными», хоть и высокопроизводительными. Неприемлемый для российского потребителя контакт щеток с лакокрасочным покрытием является еще одной причиной того, что услуги высокопроизводительных автомоек по американскому образцу не получили широкого признания в России.

  

6.3D мойки

Интересное решение  оказания услуг экспресс-мойки не так давно было предложено  американскими производителями:  3D мойка (car wash 360°).  

В состав оборудования такой мойки входит  манипулятор со множеством  форсунок, который несколько раз оборачивается вокруг автомобиля, последовательно осуществляя процесс мойки, нанесения шампуня, смывки и сушки.  Процесс полностью автоматизирован и по технологии представляет собой мойку аппаратом высокого давления с компьютерным управлением. Данная технология пока не получила широкого распространения, является дорогостоящей, сложной в настройке и эксплуатации.  Востребованность данного оборудования покажет время. Более подробному обзору 3D моек мы посвятим отдельную статью.

 7.Выводы

Таким образом, услуга экспресс-мойки автомобиля  имеет различия и по технологии исполнения и по содержанию в России и за рубежом.  В России данная услуга в основном заключается в сбиве грязи водой с кузова авто, производится бесконтактным способом с использованием аппаратов высокого давления. Без шампуня, сушки и продувки. Быстро и за невысокую цену.  Не рекомендуется применять в морозы, а также при сильных загрязнениях.  

 

Text.ru - 100.00%